воскресенье, 15 декабря 2013 г.

Библиотерапия: педагогический аспект

Сложное слово “библиотерапия”, состоящее из двух слов: библио и терапия — (от греч. слов: biblio — книга и therapeia — забота, уход, лечение) отражает сложность понятия, стоящего за ним. Оно означает соединение в единый комплекс, по меньшей мере, трех областей знания.
  • одна принадлежит наукам, изучающим инструмент библиотерапии — книгу (книговедение, литературоведение, библиография), 
  • другая — наукам о душе человека, на которую библиотерапия направлена (психиатрия, психотерапия, реабилитология), 
  • третья — наукам о чтении, связывающим обе воедино и обеспечивающим действенность библиотерапии (психология чтения, педагогика чтения).
Любая хорошая книга несет в себе терапевтический заряд. Эффект оздоровительного воздействия литературных героев объясняется тем, что они несут в себе мощный ценностный потенциал. Все характерное, что свойственно ребенку или взрослому человеку в жизни, в персонаже сгущено до образа, до типа, до символа. Литературные герои помогают читателю пережить и осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, милосердия и искушения, победы и поражения.
Трудно ждать благотворного влияния книги на ребенка, если она несет в себе разрушающее внутренний мир человека начало: поэтизацию агрессии, смерти, нетерпимости, страха, хаоса и т.п. В нахождении способов решения читающими детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Этот аспект библиотерапии получил название СКАЗКОТЕРАПИИ. Причины, по которым сказкотерапия в детской аудитории стала ведущей, состоят в следующем:
  • Сказка — любимый детьми жанр, к ней они обращаются в раннем возрасте, когда идет активное развитие речи, выстраивается поведение, формируются ценностные ориентации.
  • Сказка импонирует детскому сознанию, в котором весь мир одушевлен и чудесен.
  • Сказка несет в себе важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.
  • Сказка включает в себя символы, метафоры и аналогии, которые обеспечивают свободу интерпретаций и выбора.
  • Сказка, раскрывая разные жизненные сценарии, формы поведения и взаимодействия героев, побуждает читателя делать самостоятельные выводы.
  • Сказка предлагает читателю альтернативное понимание жизни, дает разные точки зрения на один и тот же предмет. 
  • Сказка побуждает читателя идентифицировать себя с положительным героем, разделять его судьбу, перевоплощаться в него и тренировать себя в этой роли.
  • Сказка дает персонифицированные эмоции: герои становятся носителями определенного отношения к себе со стороны читателей, формируют позиции “люблю, не люблю”, “хочу, не хочу быть таким”.
  • Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста.
  • “Сказка дарит надежду и мечты — предощущение будущего. И становится неким духовным оберегом детства” (А.Михайлова).
  • Сказка, отражающая глубинную устойчивость бытия, неизменные ценности, дает точку опоры в любом социуме и особенно в стремительно изменяющемся, каким является российский социум в настоящее время.
В сказкотерапии, как в частном аспекте библиотерапии, можно выделить те же направления: рецептурное, мотивационное и развивающее

Источник: rusla.ru/rsba/pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий