пятница, 13 декабря 2013 г.

Учимся по сказкам

lange
Сказки – это метафорическая инструкция, по которой мы с детства учимся мыслить, жить, оценивать поступки, людей и ситуации. Правда, все мы попадаемся в ловушки, трактуя сказочные смыслы слишком буквально. 
Психолог Евгений Ланге поможет посмотреть на архетипы и сценарии сказок свежим взглядом. Психолог-консультант, психотерапевт, педагог-психолог в школе для детей с повышенной мотивацией к обучению «Интеллектуал». Сертифицирован Институтом метафорической психотерапии.
Сказки закладывают мировоззрение и подсознательные алгоритмы поведения. И оказывается, что сказки как одна из самых древних литературных форм содержат большинство драматургических сценариев и множество ключевых правил жизни. Главное – правильно трактовать их, чтобы в реальной жизни они помогали нам действовать конструктивно, ведь они полностью иллюстрирует модели человеческого поведения.

Отправная точка

В любой сказке есть «главный герой», который идет по пути. Его можно позиционировать как жизненный путь человека и разбить на несколько этапов.
1. Отправная точка. Все сказки начинаются с фраз «Жили-были», «В некотором царстве», «Давным-давно» и т. д. Подобные формулировки дают нам некоторую стартовую точку, откуда начинают развиваться события.
2. Становление на путь. Переход от отправной точки на путь осуществляется несколькими способами. Примечательно, что мотивом для перехода могут служить два взаимоисключающих фактора:
  • внутренняя инициатива (инициатива протагониста) - это добровольный уход;
  • внешняя инициатива (инициатива посредника) – это изгнание, повеление или просьба.

Цель пути как условие Happy End

Цель пути главного героя - всегда поисковая, и она обусловлена двумя факторами:
1. Поиск потерянного.
2. Поиск желаемого. Только наличие цели предполагает успешное прохождение пути и достижение результатов.
3. Испытания на пути. На протяжении всего пути главный герой проходит испытания.
4. Плата за испытания. Проходя испытание, герой вознаграждается, а если не проходит – получает наказание. Назовем это явление «платой». У главного героя есть конкретная цель – выжить, именно поэтому он и преодолевает все испытания на пути. Кто сказал, что предназначением нельзя руководить?
5. Бонусы и компаньоны. Мы уже говорили о том, что при прохождении испытания герой вознаграждается. Во-первых, очередь он продвигается к достижению своей цели, а во-вторых – всегда получает бонус. Чем может быть бонус в сказках? 


Приведем пример «платы» из реальной жизни: эти законы проявляются во всем. Намеренно рассмотрим простейшее действие. Вы сидите дома, и вам захотелось перекусить. Вы выходите из отправной точки (встаете с дивана) и отправляетесь к холодильнику с конкретной целью. Встали на путь, приложили усилия – чем не испытание? Вы достаете продукты для перекуса, например, для бутерброда. Предположим, хлеб и колбасу уже порезали за вас в магазине. Вроде бы экономите время и силы? Да, но платите за это деньгами, то есть переплачиваете за нарезку. В общем, доделываете бутерброд и кушаете. Испытание пройдено. Казалось бы, мелочь, но на этот процесс вы затратили силы, время и деньги. А если вы решили лениться и не делать себе бутерброд, то рано или поздно все равно придется поесть, но за потраченное впустую время вы тоже заплатите – острым чувством голода. Спросите, а как же диета? В этом случае вы тоже платите, только физическим дискомфортом за красивую фигуру. Здесь как раз все и упирается в целеполагание. Но вот что может произойти: вы соблюдали программу полугодичной диеты три дня, а потом не выдержали и бросили. Соответственно, «наказанием» станут три дня бессмысленных «страданий». Итак, мы вплотную подошли к тезису о том, что «за все надо платить».
Возвращаемся к бонусам. При прохождении испытаний, как видно из примеров, мы получаем либо компаньона, либо подарок. Подарок соответствует сложности пройденного испытания. По сути мы получаем свойства того объекта, на который было направлено испытание. В случае с бутербродом это не только удовлетворение витальных потребностей, но и наслаждение вкусом. И это аксиома: при прохождении любого испытания есть бонусы, просто мы не всегда обращаем на них внимание, а сказка утрирует этот аспект.

Вернемся к реальной жизни и представим такую ситуацию. Вы окончили школу и решили поступить в институт, по собственной воле. Ну или по настоянию родителей, которые, если переводить на сказочный язык, велели: «Иди туда – не знаю куда, и принеси то – не знаю что». Сейчас это не так важно. Перед вами стоит задача, и вы, как в сказке, проходите три испытания в виде экзаменов и в итоге встречаете мудрого старца, который протягивает вам билет в сказочный мир образования и науки. Проходя вступительные экзамены, вы так или иначе встречаете на своем пути соратников, объединенных общей целью. Советуетесь с ними, делитесь опытом, положительными или отрицательными эмоциями – и таким образом получаете бонусы.
В завершение разговора об испытаниях необходимо упомянуть еще об одной важной вещи. Если говорить о том, что бонусы и награда соответствуют сложности испытания, это значит, что и приложенные усилия должны быть равны сложности испытания. Оно считается проваленным не только в том случае, если герой не прикладывает усилий или прикладывает недостаточно, но и тогда, когда усилий затрачено слишком много. Вернемся к примеру с бутербродом: допустим, вы делаете не один бутерброд, а десять, и это заведомо больше необходимого. Что делать с оставшимися бутербродами: переесть или завтра доедать несвежие? А все дело в отсутствии целеполагания: нет ответа на вопрос «Зачем вам столько?».
Это аксиома: при прохождении любого испытания есть бонусы, просто мы не всегда обращаем на них внимание, а сказка утрирует этот аспект.

Итак, все испытания пройдены, и вы на финишной прямой: поступили в институт, приготовили бутерброд, спасли принцессу и получили за все это бонусы. Сказка закончилась, осталось только вынести из нее урок. Можно сделать вывод, что человек живет, повторяя сказочные модели поведения. Таким образом, сказка – ни больше ни меньше как метафора наших стратегий поведения. Сценарий любого нашего поступка в прошлом или будущем прописан тысячи лет назад.
В жизни нам встречались «добрые феи», «Змеи-Горынычи», сказочные «принцы» и «принцессы», «дураки» и «Несмеяны». Мы уже «бродили по темному лесу» и «находили волшебный клубок», который выводил нас оттуда. Из некоторых сказок мы выходили королями, а из некоторых так и не вышли, оставшись Иванами-дураками.

Источник: zillion.ne

Комментариев нет:

Отправить комментарий