понедельник, 9 декабря 2013 г.

Сказочный конструктор

Неожиданно для себя открыла такое направление в работе с детьми, как СКАЗКОтерапия.
Сказкотерапия – это использования таких особых сказок, которые опираясь на метафоры и образы, мягко воздействуют на психику человека. У детей, в отличии от взрослых, вплоть до десяти лет нет никакой разницы между воображаемым миром и настоящим. Более того, все то, что он видит в мультфильмах или читает в книгах, несмотря на осознание «сказочности», откладывается в психике на бессознательный уровень как вариант реальности. Поэтому любая прочитанная сказка с хорошими метафорами является и обучающей, и психотерапевтической.
Рижская школа сказкотерапии  проводит тренинги с родителями и занятия с детьми. Познакомившись с методикой была приятно удивлена, оказывается сочинять сказки значительно проще зная их структуру, которая может быть представлена графически:
Карты представляют собой набор сюжетных линий, которые в том или ином количестве встречаются в каждой сказке:
  1. отлучка кого-либо из членов семьи;
  2. запрет, обращенный к герою;
  3. нарушение запрета;
  4. выведывание;
  5. выдача;
  6. подвох;
  7. невольное пособничество;
  8. вредительство (или недостача);
  9. посредничество;
  10. начинающееся противодействие;
  11. герой покидает дом;
  12. даритель испытывает героя;
  13. герой реагирует на действия будущего дарителя;
  14. получение волшебного средства;
  15. герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков;
  16. герой и антагонист вступают в борьбу;
  17. героя метят;
  18. антагонист побежден;
  19. беда или недостача ликвидируется;
  20. возвращение героя;
  21. герой подвергается преследованиям;
  22. герой спасается от преследования;
  23. герой неузнанным прибывает домой или в другую страну;
  24. ложный герой предъявляет необоснованные притязания;
  25. герою предлагается трудная задача;
  26. задача решается;
  27. героя узнают;
  28. ложный герой или антагонист изобличается;
  29. герою дается новый облик;
  30. враг наказывается;
  31. герой вступает в брак.
Автором анализа структуры сказки является выдающийся советский ученый Владимир Яковлевич Пропп, написавший за свою жизнь 4 научных труда, положившие на лопатки весь мировой фольклор. Модель анализа сказок предусматривает наличие постоянного и переменных членов. Герои могут быть разными, а вот события, которые с ними происходят, всегда примерно одни и те же. То есть можно сказать, что это своеобразный конструктор. Из кубиков можно собрать очень разные конструкции, но в его основе всегда будут одни и те же элементы.
Взяв за основу, предложенную схему, любой далекий от литературного творчества человек сможет сочинить свою сказку, просто следуя шаг за шагом по трафарету.
Источник: skazki.lv

А что если самостоятельно попробовать сказкосочинительство. В ближайшее будущее предстоит изучить схемы построения сказки, сочинение по рисункам, конструирование сказки по картам Проппа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий