Неожиданно для себя открыла такое направление в работе с детьми, как СКАЗКОтерапия.
Сказкотерапия – это использования таких особых сказок, которые опираясь на метафоры и образы, мягко воздействуют на психику человека. У детей, в отличии от взрослых, вплоть до десяти лет нет никакой разницы между воображаемым миром и настоящим. Более того, все то, что он видит в мультфильмах или читает в книгах, несмотря на осознание «сказочности», откладывается в психике на бессознательный уровень как вариант реальности. Поэтому любая прочитанная сказка с хорошими метафорами является и обучающей, и психотерапевтической.
Рижская школа сказкотерапии  проводит тренинги с родителями и занятия с детьми. Познакомившись с методикой была приятно удивлена, оказывается сочинять сказки значительно проще зная их структуру, которая может быть представлена графически:
Карты представляют собой набор сюжетных линий, которые в том или ином количестве встречаются в каждой сказке:
- отлучка кого-либо из членов семьи;
 - запрет, обращенный к герою;
 - нарушение запрета;
 - выведывание;
 - выдача;
 - подвох;
 - невольное пособничество;
 - вредительство (или недостача);
 - посредничество;
 - начинающееся противодействие;
 - герой покидает дом;
 - даритель испытывает героя;
 - герой реагирует на действия будущего дарителя;
 - получение волшебного средства;
 - герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков;
 - герой и антагонист вступают в борьбу;
 - героя метят;
 - антагонист побежден;
 - беда или недостача ликвидируется;
 - возвращение героя;
 - герой подвергается преследованиям;
 - герой спасается от преследования;
 - герой неузнанным прибывает домой или в другую страну;
 - ложный герой предъявляет необоснованные притязания;
 - герою предлагается трудная задача;
 - задача решается;
 - героя узнают;
 - ложный герой или антагонист изобличается;
 - герою дается новый облик;
 - враг наказывается;
 - герой вступает в брак.
 
Автором анализа структуры сказки является выдающийся советский ученый Владимир Яковлевич Пропп, написавший за свою жизнь 4 научных труда, положившие на лопатки весь мировой фольклор. Модель анализа сказок предусматривает наличие постоянного и переменных членов. Герои могут быть разными, а вот события, которые с ними происходят, всегда примерно одни и те же. То есть можно сказать, что это своеобразный конструктор. Из кубиков можно собрать очень разные конструкции, но в его основе всегда будут одни и те же элементы.
Источник: skazki.lv
А что если самостоятельно попробовать сказкосочинительство. В ближайшее будущее предстоит изучить схемы построения сказки, сочинение по рисункам, конструирование сказки по картам Проппа.


Комментариев нет:
Отправить комментарий