Неожиданно для себя открыла такое направление в работе с детьми, как СКАЗКОтерапия.
Сказкотерапия – это использования таких особых сказок, которые опираясь на метафоры и образы, мягко воздействуют на психику человека. У детей, в отличии от взрослых, вплоть до десяти лет нет никакой разницы между воображаемым миром и настоящим. Более того, все то, что он видит в мультфильмах или читает в книгах, несмотря на осознание «сказочности», откладывается в психике на бессознательный уровень как вариант реальности. Поэтому любая прочитанная сказка с хорошими метафорами является и обучающей, и психотерапевтической.
Рижская школа сказкотерапии проводит тренинги с родителями и занятия с детьми. Познакомившись с методикой была приятно удивлена, оказывается сочинять сказки значительно проще зная их структуру, которая может быть представлена графически:
Карты представляют собой набор сюжетных линий, которые в том или ином количестве встречаются в каждой сказке:
- отлучка кого-либо из членов семьи;
- запрет, обращенный к герою;
- нарушение запрета;
- выведывание;
- выдача;
- подвох;
- невольное пособничество;
- вредительство (или недостача);
- посредничество;
- начинающееся противодействие;
- герой покидает дом;
- даритель испытывает героя;
- герой реагирует на действия будущего дарителя;
- получение волшебного средства;
- герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков;
- герой и антагонист вступают в борьбу;
- героя метят;
- антагонист побежден;
- беда или недостача ликвидируется;
- возвращение героя;
- герой подвергается преследованиям;
- герой спасается от преследования;
- герой неузнанным прибывает домой или в другую страну;
- ложный герой предъявляет необоснованные притязания;
- герою предлагается трудная задача;
- задача решается;
- героя узнают;
- ложный герой или антагонист изобличается;
- герою дается новый облик;
- враг наказывается;
- герой вступает в брак.
Автором анализа структуры сказки является выдающийся советский ученый Владимир Яковлевич Пропп, написавший за свою жизнь 4 научных труда, положившие на лопатки весь мировой фольклор. Модель анализа сказок предусматривает наличие постоянного и переменных членов. Герои могут быть разными, а вот события, которые с ними происходят, всегда примерно одни и те же. То есть можно сказать, что это своеобразный конструктор. Из кубиков можно собрать очень разные конструкции, но в его основе всегда будут одни и те же элементы.
Источник: skazki.lv
А что если самостоятельно попробовать сказкосочинительство. В ближайшее будущее предстоит изучить схемы построения сказки, сочинение по рисункам, конструирование сказки по картам Проппа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий