суббота, 7 декабря 2013 г.

Сказительство на новый лад

«Изменяя истории, которые мы рассказываем,
мы изменяем нашу жизнь». — Майк Тернер

История, которая помогает с лёгкостью разрешить ситуацию, может быть сказка, анекдот, история из жизни или даже короткая фраза. Их ещё называют метафорами, и их эффективность объясняется тем, что они проникают глубоко в наше подсознание, помогая найти ответ на наш вопрос. Как правило, мы пользуемся уже готовыми метафорами, однако их может не хватать, а потому нужны новые истории. В древности это называлось сказительством. Люди придумывали истории, основанные на реальных фактах, придавали им немного загадочности, мистики. Так рождалась поучительная сказка. 
В современном варианте это искусство стало называться cторителлингом и используется с успехом для развития коммуникации, в качестве маркетингового приёма, в бизнесе и т.д. Это направление стало вариантом неформального обучения людей в ряде корпораций, которые используют его, как дополнительное к академическому.
Сторителлинг — это современная система эффективного распространения интеллектуальных знаний и эмоционального опыта. Благодаря сторителлингу можно представить историю с помощью устной речи, письменного повествования, цифровых и интерактивных медиа.



Сторителлинг в бизнесе впервые применил Дэвид Армстронг, написав книгу "MBSA: Managing by Storying Around". В сборнике "Руководство по работе" он изложил яркие рассказы о поступках сотрудников, важных событиях в жизни компании. Эти истории помогают людям гораздо больше, чем изучение правил и директив. Однако спектр использования сторителлинга в фирме гораздо шире:
  • Описание успешных и неудачных примеров в работе. Благодаря им, передаются навыки других сотрудников, а также снижают стресс у новых сотрудников в случае неудачи.
  • Истории, которые помогают лучше осознать корпоративные ценности и принципы компании и следовать им. Эти истории не только разъясняют, что является ценным в компании, но и вдохновляют своим примером, у сотрудников появляется желание тоже сделать что-то ради своей фирмы.
  • Личные истории сотрудников. В них могут быть приведены описания того, как сотрудник сделал карьеру в этой компании, что стимулирует остальных сотрудников, в результате чего они начинают лучше трудится.

Такой корпоративный сборник историй помогает новым сотрудникам лучше понять внутренний мир компании, почувствовать себя его частью, способствует сплочению коллектива, помогает найти выход из положения в трудных ситуациях, установить доверительные отношения с другими сотрудниками, прикладывать больше усилий для достижения общей цели компании.

Сторителлинг может применяться и в семье, когда старшие, рассказывая свои истории, делятся с младшим поколением своим жизненным опытом. Такие истории наиболее ценны ещё и тем, что они связаны с близкими людьми. Это помогает укрепить отношения в семье, улучшить взаимопонимание, рождает уважение.

Сторителлинг — это одновременно наука и искусство. Сочетая в себе психологические, управленческие и прочие аспекты, позволяет не только эффективно донести информацию до человека, но и мотивировать его на поступок, добиться максимально высоких результатов.

Критерии хорошей истории (предложены Ларри Прусаком):
  • Живучесть – устойчивость истории к сохранению своих ключевых посланий при множественных пересказах.
  • Замечательность (выпуклость) – способность истории выделяться, создавать эмоциональное отличие, иметь эмоциональный заряд. В числе вещей, создающих «выпуклость», названы юмор, побуждение к действию, изящность предложенных решений.
  • Осмысленность — объяснительная сила, убедительность, соответствие наблюдаемым фактам в существенных частях.
  • "Конгруэнтность" рассказчику - уровень комфорта рассказчика при рассказывании истории.
Критерии "прилипчивой" (sticky по-английски) истории (предложены братьями Хит в книге "Made to Stick. Why some ideas survive and others die"). История должна быть:
  • Простая - Simple
  • Неожиданная - Unexpected
  • Конкретная - Concrete
  • Реалистичная - Credible
  • Эмоциональная - Emotional
  • Хорошая история - Story
Если аспекты корпоративной культуры сделать ярче, преподнеся их в виде историй, то они запомнятся лучше, будут переработаны, и их будут считать более реальными, чем те, что поддерживаются только приблизительными или абстрактными данными.
Сторителлинг - эффективный вариант неформального обучения

У индейцев есть такая поговорка: «Кто рассказывает истории, тот правит миром». Эту истину может подтвердить любой сторителлер. Каждый день он наблюдает за тем, как вовремя и правильно рассказанная история помогает повлиять на человека.

Источник: newcode.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий